Поиск
  • АНЛЕМ

Уменьшение штрафа налогового органа в 10 раз

В 2019 году иностранное юридическое лицо Республики Словения, имеющая в Москве представительство и недвижимое имущество, получило из налоговой инспекции акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях.

А именно, о нарушении пункта 2.1 статьи 129.1 НК РФ – неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ.

Согласно пункту 3.2 статьи 23 НК РФ, иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

«Случаи и порядки» указаны в пункте 3 статьи 386 НК РФ: налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (первый абзац пункта 3 статьи 386 НК РФ).

Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, одновременно с представлением налоговой декларации представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов (второй абзац пункта 3 статьи 386 НК РФ).

Ответственность за данное нарушение предусмотрена в виде штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

Сумма штрафа по трем Актам налоговой инспекции составила 1,5 млн. руб.

Что возможно сделать в данной ситуации?

Во-первых, налоговая инспекция, разумеется, рассчитала штраф, исходя из 100% лиц, владеющих более 5% акций/долей организации. Следовательно, на первом этапе необходимо запросить у иностранной организации расшифровку владения акциями/долями. Причем, это должен быть официальный документ за подписью реестродержателя или иного лица, представившего данную информацию (обязательно затребует налоговая инспекция).

Далее выявляются все лица, доля которых превышает 5% и по ним заполняется «Сообщение об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации».

Форма Сообщения утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 28 января 2016 г. № ММВ-7-14/41@.

Затем Сообщение подается в налоговую инспекцию с получением подтверждения отправки.

После этого пишутся возражения на Акт, в которых рекомендуем сослаться на следующие правовые акты.

В силу пункта 1 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.

Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд или уполномоченный орган вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ обстоятельства.

Пунктом 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

Снижение суммы штрафа не несет за собой ущерба бюджету, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 № 20-П, Определении от 04.07.2002 № 202-О, компенсацией потерь бюджета в связи с несвоевременной уплатой в бюджет налогов является пеня, которая представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет.

Согласно имеющейся судебной практике, возможно уменьшение штрафных санкций и в 8, и в 20 раз (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2018 № 13АП-4190/2018 по делу № А56-70738/2017, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 13АП-3546/2017 по делу № А56-68149/2016).

В нашей ситуации мы, как представители иностранной компании, в своих возражениях попросили уменьшение штрафа в 20 раз, поскольку (далее – цитата из Возражений) налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием, и наложение санкций не позволяет дифференцировать размер санкций с учетом степени общественной вредности совершенного правонарушения, принимая во внимание характер совершенного Компанией правонарушения, отсутствие ущерба бюджету, несоразмерность налоговой санкции, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, а также, учитывая:

несоразмерность налоговой санкции допущенному нарушению,

отсутствие нанесения ущерба бюджету,

совершение правонарушения впервые,

отсутствие какой-либо задолженности Компании перед бюджетом,

своевременную уплату Компанией налога на имущество в полном размере,

наличие арендных отношений, позволяющих осуществлять иные платежи в бюджет,

отсутствие какой-либо заинтересованности у компании скрыть своих бенефициарных владельцев, которые известны обслуживающему банку,

нахождение компании в юрисдикции Республики Словения, а не в оффшорной зоне.

В результате налоговая инспекция, с учетом представления нами доказательств владения лицами более 5%, уменьшила штраф в 10 раз (до 150.000 руб.), что вполне устроило нашего клиента и он решил не обжаловать решение налоговой инспекции.+

Вывод. Получив тот или иной документ из налогового органа, не торопитесь сразу оплачивать его, а внимательно разберитесь в сути претензий, изучите нормативные правовые акты и судебную практику, подготовьте обоснованные возражения и далее по ситуации решайте, обжаловать решение налогового органа или оплачивать штраф.

Правовое агентство «АНЛЕМ»® 

(при использовании настоящей статьи  ссылка на Правовое агентство «АНЛЕМ»® обязательна)

11.05.2019 


Просмотров: 10
 

Правовое агентство "АНЛЕМ" ®

+7 916 969 66 35

Москва-Сити, Башня Империя, подъезд 2, этаж 8